Арзуханов А.С.

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
"ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ"


Реформа содержания высшего образования, организация его информационного обеспечения требуют создания учебной литературы нового поколения.

Необеспеченность высших учебных заведений современными учебными программами, пособиями и учебниками становится традиционной проблемой. Известно, что из-за малых тиражей, дорогостоящей бумаги и полиграфических работ, сложности редактирования и художественного оформления подобная литература всегда была невыгодной для издательств. Вместе с тем весьма актуален вопрос о создании нового поколения учебных программ, пособий и учебников для углубленного изучения отдельных предметов и разработки руководств для практикумов по естественнонаучным, гуманитарным, специальным и другим дисциплинам.

На наш взгляд, наиболее реальна самостоятельная разработка кафедрами вузов собственных учебных программ и другой учебно-методической литературы. Это можно осуществить на достаточно высоком профессиональном уровне в рамках систем научно-исследовательской и научно-методической работы преподавателей. Например, при подготовке программ, пособий и учебников различного типа на кафедре информационных технологий и электронных библиотек следует исходить из принципа взаимозависимости и взаимодополняемости учебно-методических материалов в рамках единого учебного процесса. Главным организующим составляющим этого процесса является лекционная деятельность преподавателя вуза, ведущего учебные занятия различных типов, а учебные программы, пособия и учебники в таком случае должны служить вспомогательным средством в совместной работе со студентом.

Учебная программа специального курса "Электронные публикации", автором которой является доцент кафедры информационных технологий и электронных библиотек, кандидат физ.-мат. наук А.И. Земсков, входит в состав дисциплин специализации "Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах" для студентов МГУКИ, обучающихся на библиотечно-информационном факультете, и тесно связана с учебным курсом "Электронные библиотеки".

Цель курса "Электронные публикации" в том, чтобы дать студентам основные представления об электронных публикациях, ознакомить с классификацией и технологией их создания, технологическими и организационными проблемами обеспечения хранения и доступности электронных ресурсов и заложить в студентах комплекс знаний и умений, необходимых для дальнейшего пользования электронными ресурсами.

В задачи специального курса входит передача студентам понимания того, что электронные публикации могут и должны использоваться не просто как арифметическое дополнение к имеющимся печатным коллекциям библиотеки, но как издания, имеющие специфические преимущества электронных публикаций. В этом смысле можно говорить об отработке навыков совместной работы нескольких библиотечных технологий, например, традиционной, с печатными фондами, входящими в основном в собственную коллекцию библиотеки; современной информационной технологии работы с собственными коллекциями электронных публикаций; работы через Интернет с удаленный электронными ресурсами.

Предполагается, что студенты, приступающие к изучению данного курса, уже ознакомлены с основами информатики, проблемами автоматизации библиотек и основами технологии телекоммуникаций.

Спецкурс состоит из трех разделов. Раздел I. Определения, типология и основные характеристики электронных публикаций. Раздел 2. Создание, обработка и хранение электронных публикаций: организационные, технологические и экономические аспекты. Раздел 3. Некоторые примеры электронных публикаций (каталоги, базы данных, электронные книги, электронные журналы). Особенности работы библиотекаря с электронными публикациями.

Учебная программ построена по модульному принципу, что позволяет по мере необходимости добавлять новые модули, расширяющие его возможности, или заменять отдельные модули на другие. При таком подходе автору учебной программы удается представить учебный материал наиболее систематизированно, логически связанно, компактно и сжато, с отражением тенденций и перспектив дальнейшего развития проблем компьютерных библиотечно-информационных технологий и электронных библиотек.

В материалах спецкурса изложены основные направления развития электронных публикаций и сформулированы задачи библиотечного работника при работе с электронными публикациями по правовым вопросам. Основное место отведено сравнению недостатков и преимуществ печатных публикаций.

Повышение роли практических занятий в учебном процессе вызывает потребность в разделении учебной программы на две части: теоретическую и практическую. В учебных материалах подробно анализируются проблемы, связанные с использованием в библиотеках публикаций на компактных и гибких дисках, с проблемами конверсии микрофильмированных материалов в цифровой формат. По сравнению с курсом по электронным библиотекам в спецкурсе "Электронные публикации" значительно увеличена доля практических занятий. Студентам предоставляется возможность самостоятельно работать с онлайновыми материалами, размещенными на сайтах российских и зарубежных библиотек, центров информации, издательств, а также крупнейшей американской специализированной библиографической компании ОС/С.

Учебная программа ориентирована на использование автоматизированной обучающей системы и реализована на персональном компьютере типа РС/АТ, имеет технологический вариант использования учебного материала в режиме самостоятельного чтения (изучения) текста. Методами обучения по спецкурсу "Электронные публикации" являются лекции, семинарские и практические занятия в объеме 36 академических часов. По курсу предусмотрены экзамены, курсовое и дипломное проектирование.

Использование данной учебной программы в учебной научно-исследовательской работе при написании курсовых и дипломных работ позволяет студентам приобрести навыки современных методов проектирования автоматизированных библиотечных и информационных процессов и систем, повысить качество проектных решений.

Hosted by uCoz